История Лотус
История автомобилей марки Lotus
Lotus - английская компания, специализирующаяся на выпуске спортивных и гоночных автомобилей.
Компания была основана в 1953 году Энтони Колин Брюс Чепменом (Colin Chapman) и носила название "Лотус Инжиниринг Ко". Вскоре был создан знаменитый " Lotus Seven " (то есть "семь"), а в 1957 году началось его серийное производство.
В 1954 году появился спортивный " Lotus 8" для гонок, затем последовала более легкая и короткая модель "9". В 1955 году Чепмен даже участвовал в 24-часовых гонках в Ле-Мане, однако его постигла неудача - автомобиль вылетел с трассы. Создание гоночных автомобилей все сильнее увлекало конструктора.
В 1955 создан обтекаемый "Lotus 11" с четырехцилиндровым мотором (1098 см3) мощностью 84 л. с., на котором начинал карьеру знаменитый гонщик Грэхем Хилл, впоследствии двукратный чемпион мира в формуле 1. При средней скорости 160 км/ч автомобиль проезжал 11,5 км на одном литре топлива.
16 октября 1957 года на Лондонском мотор-шоу был представлен " Lotus Elite " - элегантное купе со стеклопластиковым кузовом. Мотор "Ковентри-Клаймекс" (4 цилиндра, 1216 см3) развивал 76 л. с. при 6100 об/мин (версия GТ - 104 л. с.). Легкий автомобиль достигал 200 км/ч и обладал отличной управляемостью. Чепмена признали в европейских автомобильных кругах, но он стремился в мир гонок и начал строить машины формулы "Юниор".
Автомобили Формулы-1 Lotus строил с 1958 года. Но лишь в 1961-м появилась первая из машин, которая принесла Чепмену всемирную славу. Это был одним из самых легких и элегантных автомобилей F-1 для своего времени, легендарный "Lotus 25". Гонщик располагался полулежа, как пилот в самолете (пригодился авиационный опыт Чепмена), держа руль вытянутыми руками. За руль "двадцать пятого" сел Джим Кларк - и в 1963 году стал чемпионом мира! Так Lotus вошел в элиту автоспорта. Тогда же появляется двухместный "Elan".
В 1962 появляется "Lotus Elite S-2".
В 1965 году Кларк на “Lotus 38" выиграл знаменитые гонки "Инди-500" в Штатах "! В спортивных кругах стали говорить о "непобедимой комбинации" Кларка и "Лотуса".
В 1966 на новом заводе в Хителе, Норфолк, Чепмен начинает производство модели "Europa" c кузовом купе и центральным расположением двигателя.
В 1967 году Чепмен добился исключительных прав на прекрасный мотор "Форд-Косворт-DFV" работы Кейта Дакворта, которым оснастил " Lotus 49", разработанный совместно с М. Филиппом.
Годом позже увидел свет " Lotus 56", спроектированный Морисом Филиппом. Это любопытный гоночный автомобиль - с газовой турбиной "Пратт энд Уитни", к тому же полноприводный! На машине не было ни сцепления, ни коробки передач. Многорядная цепь Морзе передавала усилие на межосевой дифференциал Фергюссона, который делил его поровну между осями. Дисковые тормоза располагались у главной передачи.
В 60-е имена Чепмена и его фирмы были у всех на слуху, а гоночная конюшня "Лотус" - на первых ролях в Формуле-1.
Чемпионом 1968 года стал гонщик из команды Чепмена - выиграл Хилл на 435-сильном " Lotus 49В".
В начале 70-х гг. появился новый спорт-кар "Elite" с кузовом купе из стеклопластика, оснащенный 2-литровым 4-цилиндровым двигателем.
Чепмен первым стал окрашивать гоночные автомобили в цвета спонсоров команд. Черный с золотом " Lotus JPS", выглядевший очень эффектно, был полностью окрашен в цвета спонсора - табачной фирмы "Джон Плейер Спешл". На " Lotus JPS" чемпионом 1972 года стал Эмерсон Фиттипальди. Чепмен вновь чувствовал себя триумфатором. Видя, как он выбегает на трассу (тогда такое еще было возможно), приветствуя своих гонщиков-победителей, всякий понимал, что Чепмен живет ради этих минут.
До 1973 года было выпущено около 2900 автомобилей четырех серий. А дальше - из-за новых налогов - лицензия на производство модели была продана фирме "Катерхем кар сейлз", которая уже шесть лет занималась сбытом "Lotus".
Не забывала компания и о серийных машинах: появился элегантный Esprit с кузовом работы Джуджаро. А в Формуле- 1 наступил спад.
В сезоне 1978 года представили " Lotus 79" с совершенно новой аэродинамикой: "автомобиль-крыло", обладавший к тому же эффектом "присасывания" к дороге, мог быстрее проходить повороты. Двигатель развивал 475 л. с. при 10 750 об/мин.
Ж. Дюкаруж и П. Райт спроектировали модель "99Т". Машина с двойным турбонаддувом была одной из первых оснащена активной подвеской, управляемой компьютером. На ней в 1987 году молодой Айртон Сенна вошел в тройку призеров формулы 1, а команда завоевала третье место в Кубке конструкторов.
В 1996 г. куплена английской автомобильной компанией Proton, в результате этого дела у Lotus пошли на поправку: в 1997 году было собрано 2248 автомобилей, что в три раза больше, чем в 1996-ом. Большая часть продаж пришлась на двухместный родстер Elise. Кроме него, в программе у Lotus имелась еще одна модель – Esprit, выпускавшаяся с 1975 года без значительных изменений.