С днём рождения ELAN
В этот уик-энд на фестивале скорости в Гудвуде (Goodwood Festival of Speed) мы утроим карнавал, чтобы отметить 50-летие квинтэссенции родстеров Lotus.
Вспоминая шпионские страсти шестидесятых, некоторые мужчины определённого возраста первым делом вспомнят миссис Пил (Mrs Peel) в костюме кошки из чёрной кожи. Но всё же объектом вожделений тогда был её милашка Lotus Elan.
Производство Elan было запущено в октябре 1962 года на Британском автошоу, время популярности Swinging Sixtie. Всего год назад Jaguar запустил в серию E-Type, у AC была Cobra, а у Ferrari - GTO. Это были большие, мощные, мускулистые дорогие автомобили. Elan сильно отличался от них, он был типичным Lotus - ультра современным, лёгким, быстрым и невероятно весёлым.
Он покорил шестидесятые: игривый без крыши двухместный билет на свободу, с технически инновационным рамным шасси для любых дорог, кузовом из стекловолокна, независимой подвеской всех четырёх колёс, 670 кг веса с таким сладким соотношением мощности к весу, нанёс удар по существующим подходам к восприятию автомобилей и ассоциировался с настоящим Rock n' roll-ом.
Он пришёл на рынок с электрическими стеклоподъёмниками, ковриками, салонным обогревателем, модными деревянными декоративными вставки, которые считались роскошью и были редкими в то время. И всё это было недостаточным, чтобы обогнать других автомобильных производителей, не говоря уж о завоевании поклонниц и поклонников.
В 1973 году появился более мощноый Elan Sprint, который достигал 100 км в час за 6,6 секунды, что даже теперь считается приличным результатом. В то время он был как Neil Armstrong в своей области.
Его поднимающиеся фары завоёвывали новых поклонников. Он пробирался в самые модные места Carnaby Street, защищался от ярлыков и принимал комплименты на телевидение, попал на обложку журнала с Jimi Hendrix-ом на капоте, и даже вдохновил The Beatles «A Day In The Life».
Elan был самым большим коммерческим успехом Lotus-а на тот момент. Возрождение компании едва хватает на более экзотический, и в свою очередь, более дорогостоящий для производства Elite. Четыре различные серии были выпущены до 1973 года, в том числе версии купе. Всего было произведено семнадцать тысяч автомобилей, включая Elan +2.
Elan стал дизайнерской находкой и вдохновением для Mazda MX-5,одного из самых продаваемых спортивных автомобилей 1990-х годов, и для Lotus Elise, который был одним из основных продуктов Лотос с 1996года, дожив до третьего поколения.
Позади пятьдесят лет, а Elan никогда не выйдет из моды.
Еще немного из истории Elan
Lotus Elan был впервые представленн в 1962 году с кузовом родстер (Drop Head). Дополнительный жесткий верх был предложен в 1963 году, а версия Купе (Fixed Head) появилась в 1965 году. Это был первый дорожный автомобиль Лотос, который использовал стальное шасси. Такая технология использовалась на всех дорожных автомобилях Lotus до 1995 года, в том числе Europa, Excel и суперкаре Esprit, вплоть до появления Elise, на котором оно было заменено на шасси из алюминиевого сплава с кузовом из композитного материала.
Существовала версия поставки в виде комплекта для самостоятельной сборки клиентом. Несмотря на то, что комплект содержал не самое лучше описание автомобиля – его вполне хватало для сборки автомобиля за выходные, так как было всего несколько ключевых компонентов требующих особого внимания.
Elan комплектовался двигателем 1558 куб.см (изначально в 1962 был двигатель 1,5 литра), 4 тормозных диска, независимая подвеска 4 колёс.
Следуя за жизненными переменами Колина Чепмена (Colin Chapman), основателя Лотуса, Elan+2 с двумя задними сиденьями появился в 1967 году. Эти задние сиденья были компактны, но отнюдь не случайным, они прекрасно соответствовали запросам растущей семьи Колина – босс должен иметь возможность использовать свой автомобиль, в конце концов!
Производство Elan закончилось в 1972 году, а версию +2 выпускали ещё два года. Было произведено 17392 автомобиля семейства Elan, что стало одной из самых успешных страниц в истории компании Лотус, уступая лишь Elise. В 1970-е годы, с беспрецедентным успехом Лотуса на треке, особенно в Формуле 1, Колин Чепмен представил легендарные Lotus Esprit, Elite и Eclat, и вывел Lotus в самый верхний сегмент рынка, придавая бренду блеск и изысканность суперкаров.